18 мая 2010

Куда исчезают миллиарды рублей, выделенных на создание медицинских центров

Развитие высокотехнологичных медицинских центров правительство РФ подает как приоритетное направление отечественного здравоохранения. На бумаге они “развиваются” с 2006 года, однако в действительности это “бермудский треугольник”, в котором бесследно исчезают колоссальные суммы из федерального и региональных бюджетов. Но самое главное - для основной массы россиян лечение в таких центрах недоступно.

 

выбор у россиян теперь невелик: либо срочно становиться врачами, чтобы лечить себя и близких, либо вовсе не болеть. Второй вариант для многих, увы, недосягаем. Почти как нынешнее здравоохранение. Ему, здравоохранению, правительство РФ тоже предложило два способа существования. Муниципальным учреждениям приказало учиться самоокупаемости (то-то сельские и городские клиники, противотуберкулезные и онкологические диспансеры озолотятся), а регионы призвало строить новые высокотехнологичные медицинские центры. В 2010 году государство выделило на поддержание доступного здравоохранения 4 млрд рублей, а на возведение центров высоких медтехнологий (ЦВМТ) - в три раза больше, 12 млрд. В 2011-м бюджет обычных больниц будет зависеть преимущественно от платежеспособности пациентов, а расходы страны на суперцентры умножатся.

Премьер-министр правительства РФ Путин так и сказал недавно: “К 2012 году обеспеченность населения высокотехнологичной медицинской помощью увеличится до 80%. Вскоре будет открыто еще 11 центров”.

“Да, количество сложных операций в стране с 50 тысяч возросло до 275 тысяч. Но в том заслуга не ЦВМТ, - полагает заместитель председателя Комитета по охране здоровья Госдумы Сергей Колесников. - Их делают опытные специалисты в самых разных клиниках. Это общая статистика. Высокотехнологичные центры создавать можно и нужно, хотя разумнее было бы вкладывать деньги в то, что уже есть. Экономичнее реконструировать и переоснащать учреждения с минимальной базой, чем начинать путь с закладки фундамента”.

ТАК КУДА Ж ВЫ УХОДИТЕ?

У экспертов путинское “откроем еще 11 центров” вызвало улыбку. Их все строят и строят с 2006-го, а они все расстраивают и расстраивают регионы своей “неготовностью к сдаче”. Четыре года назад прежний министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов обещал осчастливить Россию 15 центрами высоких медицинских технологий. До 2008-го они “съели” 32 млрд рублей. Позже суммы дополнительных вложений колебались от 12 до 19 миллиардов. Деньги, как выразилась депутат Госдумы, доктор экономических наук Оксана Дмитриева, “зарывались в котлованы”, а страна к 2010 году получила коллекцию недостроенных медицинских центров и всего четыре готовых объекта - в Чебоксарах, Пензе, Архангельске и Перми. Открытие остальных одиннадцати перенесено на 2012-й. И вот мы снова в ожидании и опять задаем наивный вопрос: “Куда уходят миллиарды?”Видимо, теряются где-то между ГК “Ростехнологии” (в прошлом году президент РФ Дмитрий Медведев передал госкорпорации функции заказчика по строительству ЦВМТ), Министерством здравоохранения и социального развития (которое отвечает за работу центров) и региональными администрациями (они софинансируют стройку). При таком количестве то ли хозяев, то ли наблюдателей высокотехнологичные центры неизбежно будут развиваться согласно пословице про семь нянек и одноглазое дитя.

До 2008 года центры “съели” 32 млрд руб. Позже дополнительные вложения составляли от 12 до 19 миллиардов



Челябинская область потратила на новый центр сердечно-сосудистой хирургии 1,5 миллиарда рублей и собиралась принимать в нем первых пациентов летом 2009 года, но Минздравсоцразвития, по чьему настоянию строился ЦВМТ, забыло выделить уральским медикам необходимое оборудование.

В Барнауле местное правительство не может достроить высокотехнологичный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования общей стоимостью 540 миллионов рублей. Модули для него делает Германия, но поставляет их по непонятной причине в... Санкт-Петербург.

За возведением похожего центра в Краснодаре с октября 2009 года следит краевая прокуратура. Он обошелся региону в 4 млрд рублей, но незадолго до окончания строительства Контрольно-счетная палата обнаружила на блоках здания плесень и грибок. На исправление “ошибок” уйдет не меньше миллиарда рублей.

Там же, на Кубани, чиновники сначала добились создания федерального центра функциональной хирургической гастроэнтерологии, а потом его уничтожили. Администрация края оформила учреждение и его имущество в региональную собственность, сменила руководство, уволила персонал. Была прекращена госпитализация больных (некоторых пациентов в экстренном порядке выгнали даже из реанимации). Центр, по словам заместителя начальника департамента здравоохранения Краснодарского края Марины Вартазарян, “привели в соответствие с нормативными требованиями для структуры краевых государственных учреждений”. А, по неофициальным данным, освободившееся здание передают стоматологическому стационару. Там что, в Краснодаре эпидемия кариеса началась?

Калининградский перинатальный центр перед самым открытием впопыхах ремонтировал ливневую канализацию. Губернатор области Георгий Боос рвал и метал: “Кто так строит! Куда смотрели?” Его отвлекли бастующие медики. Из-за нового центра в регионе закрылось 17 роддомов, и потерявшие заработок сотрудники рванули на баррикады.

“Знаете, замену старых больниц перинатальным центром в Калининградской области я еще могу оправдать. На компактной территории такое решение разумно, - комментирует ситуацию депутат Госдумы РФ Сергей Колесников. - Но в условиях Алтайского края, Сибири, где населенные пункты разделяют сотни километров, высокотехнологичные центры бессмысленны. Обязательно надо учитывать вопрос их транспортной доступности и целесообразности строительства ЦВМТ в конкретных краях и республиках.

Ну а зачем Беслану понадобился многопрофильный медицинский центр для пострадавших во время теракта 2004 года, если в нем нельзя лечить детей, которые после той трагедии стали инвалидами?

“Его соорудили в 100 метрах от мемориала и детского кладбища. Учреждение обслуживает нескольких бабушек и дедушек в месяц, а ребятишек третий год врачи не осматривают, - жалуется “МН” житель Беслана Алан Адырхаев. - Десять подростков-инвалидов нуждаются в сложных операциях, высокотехнологичной медпомощи. Московских и питерских специалистов к ним больше не присылают, своего детского отделения в городе нет, а лечение в Германии нам не по карману. Только сопровождение обойдется в 35 тысяч евро. Да кто же знал, для кого чиновники центр в Беслане строят?! Нам не до того в горе было”.

Из 15 обещанных в 2006 году медицинских центров к 2010-му имеем 4 готовых объекта



БОЛЬНИЦЫ ДЛЯ ИЗБРАННЫХ

По мнению депутата Госдумы РФ Оксаны Дмитриевой, в отечественных центрах высоких технологий (в тех, что худо-бедно, но достроили) бесплатное лечение пациентов обеспечивается лишь на 20%, остальное - платные услуги.

Чтобы попасть в ЦВМТ, люди выдерживают три комиссии: в больнице врач обязан признать, что не в силах сам вылечить их заболевание, в областном департаменте здравоохранения чиновники тщательно отбирают больных на оказание высокотехнологичной помощи. После пациенту вручают специальный талон и снова отправляют к медикам - определять профиль центра и противопоказания для госпитализации. На каждом из этапов нужно собирать и предъявлять бюрократам тома справок и свидетельств. По квотам, которые чрезвычайно трудно получить, из федерального бюджета в регионы перечисляются деньги. Центр и врачей выбирает не пациент, а чиновники. Как правило, сумма, заложенная в квоте, не покрывает настоящей стоимости лечения в ЦВМТ. Больной оплачивает разницу сам.

“Право на оказание бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи должны иметь все граждане без исключения, - говорит председатель Комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты РФ Елена Николаева. - И критерий получения такой помощи один - медицинские показания. Пока же в процесс вмешивается много других факторов, прямо влияющих на доступность высокотехнологичной медицины для населения. Отсюда и проблемы. В Пензе, например, центр сердечно-сосудистой хирургии, обслуживающий 7 регионов, проработав год, оказался на грани остановки. Он рассчитан на проведение свыше 3,5 тыс. операций ежегодно, а квота на 2009-й из Минздравсоцразвития пришла всего на 881 операцию. Центр отправил врачей в вынужденный отпуск, а пациентам пришлось ждать решения органов власти, которые перекладывали ответственность друг на друга. Абсолютно ненормальная ситуация, и дело тут в допущенных при запуске программы системных ошибках, связанных с регулированием работы центров”.

Пензенская кардиохирургия, раз уж мы о ней вспомнили, с квотами разобралась, а как быть с центрами гематологии, дерматовенерологии, неврологии, ревматологии и эндокринологии в 83 регионах страны? Минздравсоцразвития исключило их из медицины высоких технологий. Без объяснений. По этим направлениям финансовая помощь государства пациентам не предусмотрена. Хочешь быть здоровым - плати из личного кармана.

Или другой пример... 17 тысяч человек в России страдают миастенией - сложным нервно-мышечным заболеванием. Единственный в нашей стране центр, который работает с такими людьми, расположен в Москве. Он принимает пациентов из Хабаровска, Кемерова, Салехарда, других городов и по сей день не имеет собственного помещения. Но отдельное здание для него возводить не планируют. Этот высокотехнологичный вид неинтересен.

“Лечение в ЦВМТ доступно немногим гражданам, - рассуждает медицинский адвокат Лиги защитников прав пациентов Дмитрий Айвазян. - С момента строительства до плановых операций в центры вкладываются огромные средства. Специалисты экстра-класса хотят получать хорошую зарплату, поддержание импортного оборудования в рабочем состоянии требует денег, про механизм назначения квот вообще не говорю. Вокруг всего этого вращаются невообразимые суммы. Идеальные условия для коррупции. О пациентах никто не думает. Высокотехнологичные центры были и останутся больницами для избранных, которые, кстати, переманивают из обычных клиник опытных врачей, и периферийные учреждения здравоохранения уже сейчас испытывают дефицит кадров”.

Верно, в прошлом году с этой проблемой столкнулись больницы Архангельска, когда в новый кардиоцентр медики убегали целыми отделениями. А пенсионерам, многодетным мамам, ветеранам у кого лечиться? За судьбу обитателей российских сел и деревень вдвойне страшно. На чем их будут доставлять в 11 или 15 отечественных суперцентров? На вертолетах? Или к ним раз в год будут выезжать медбригады - считать, кто за зиму уцелел? С таким здравоохранением в нашей стране к середине XXI века останется столько же граждан, сколько сегодня в ней нганасан и ненцев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий